Инклюзивное образование
Положение о порядке регламентации и оформлении отношений МБОУ СОШ №22 города Южно-Сахалинска и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным образовательным программам в соответствии с требованиями ФГОС ООО, СОО на дому или в медицинских организациях (открыть)
Раздел «Доступная среда» на сайте школы.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзия – это процесс, имеющий целью принимать во внимание и удовлетворять разнообразные потребности обучающихся через расширение участия в обучении, в культурной и общественной жизни и уменьшение числа тех, кто исключен из процесса образования, или тех, кто охвачен образовательным процессом, но не включен в него.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
Статус «Ребенок – инвалид» устанавливает бюро медико-социальной экспертизы.
Статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» устанавливает ПМПК.
Следует учитывать, что исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых ребенок признается лицом с ограниченными возможностями здоровья, нет. ПМПК коллегиально принимает решение, которое четко прописывает в заключении.
РАНЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
Комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику детей от 0 – 18 лет выполняет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Категория детей с ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Дети с ОВЗ — это дети в возрасте от 0-18 лет имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных образовательных условий обучения и воспитания.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
— с нарушением слуха;
— с дисфункцией речи;
— с патологией опорно-двигательного аппарата;
— с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
— с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
— дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Дети – инвалиды не всегда являются детьми с ОВЗ, если не нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания.
К детям с ОВЗ с нарушением речи относятся дети с отклонениями, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи с нормальным слухом, зрением и сохранным интеллектом.
Когда необходимо заключение ПМПК:
-
-
- Специальные условия обучения и воспитания;
- Переход с одного уровня образования на следующий;
- Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет;
- Специальные условия при проведении ГИА.
-
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
-
-
- образовательные программы (АООП) , методы обучения и воспитания;
- учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника);
- проведение коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций.
-
-
-
- Памятка «Для чего ребенка направляют на ПМПК?» (открыть)
-
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.